Трещины в процессе сварки

Чаще всего трещины в процессе сварки на морозе образуются в прихватках, при наложении которых происходит быстрый отвод тепла. Поэтому перед сваркой поверхность прихваток следует тщательно очищать от шлака и осматривать (желательно через лупу). Если обнаружены трещины в прихватках, последние надо полностью удалять путем выплавки.

Для выплавки прихваток с трещинами и дефектных участков шва можно применять специальный резак типа РАП-01-55, конструкции ВНИИАвтогена. Особое устройство мундштуков резака позволяет при его применении выплавлять канавки шириной 6-7 мм и глубиной 3-7 мм. Основные данные о резаке РАП-01-55. Для повышения плотности наплавленного металла ручную и автоматическую сварку в зимних условиях следует выполнять в несколько проходов.

При ручной дуговой сварке шов накладывают в 3-4 слоя, при автоматической сварке под флюсом в 2 — 3 слоя. Начало трещин, образующихся в процессе сварки, иногда совпадает с кратерами в сварном шве. Для уменьшения возможности трещино-образоваиия при ручной сварке рекомендуется зажигать дугу и выводить кратеры на основной металл.

Особое внимание следует уделять сварке замыкающих участков («замков») поворотных стыков, в которых возникают значительные напряжения и могут проявляться трещины.

Ручную дуговую и автоматическую сварку стыков нефте-и газопроводов при отрицательных температурах, как правило, надо выполнять на постоянном токе обратной полярности. Автоматическую сварку на переменном токе можно использовать лишь при наличии керамического флюса, резко снижающего число пор в наплавленном металле.