Технология автоматической сварки в потолочном положении

В 1958 г. во ВНИИСтройнефти разработали автомат АПС-6 для сварки в потолочном положении первого слоя шва труб диаметром 720 мм. Этот автомат, также подвешиваемый к трубе на цепи Галля, снабжен самоходной тележкой, которая во время сварки двигается в направлении, обратном направлению движения трубы. Благодаря этому автомат удерживается все время в одном месте стыка, что позволяет выполнять сварку с необходимым смещением от зенита. Подробное исследование процесса автоматической сварки труб в потолочном положении, проведенное лабораторией сварки ВНИИСтройнефти х, позволило установить, что сварка с принудительным формированием расплавленного металла потоком флюса, подаваемым в зону дуги при помощи шнека, обеспечивает удовлетворительное качество сварных соединений, когда зазор между кромками труб не превышает 4 мм. Однако при сборке стыков для автоматической сварки в потолочном положении, как правило, следует центровать трубы с зазором 1,0-2,5 мм; большие зазоры, приводящие к увеличению объема наплавленного металла, уменьшают заполнение разделки и затрудняют удаление шлаковой корки с первого слоя шва. Лишь в некоторых частях стыка можно оставлять местные зазоры до 4 мм. Хорошее качество сварных соединений достигается, если притупление кромок также не превышает 4 мм. Сварку тонкостенных труб (толщина стенки 4-5 мм) в потолочном положении можно выполнять без скоса кромок за один проход.

При смещении кромок свариваемых труб и фланцев зазор оставляют до 3 мм.