Структура участков шва высокого качества характеризовалась отсутствием не сплошностей и значительным обезуглероживанием стыка. В процессе оплавления углерод активно перемещается из твердого (хотя и нагретого до высокой температуры) металла в расплавленный слой, находящийся на кромках труб. В дальнейшем при осадке в соприкосновение приходят слои пластичного обезуглероженного металла, между которыми и происходит сварка.
Поэтому структура нормально сваренных стыков, обладающих высокой пластичностью и вязкостью, характеризуется пониженным содержанием углерода.
Если оплавление, нагрев кромок труб или же осадка происходят слишком медленно, часть пережженного и окисленного металла не выдавливается из стыка и структура сварного соединения характеризуется не только обезуглероживанием, но также пережогами и окисными включениями.
При неравномерном нагреве и неудовлетворительной защите отдельных участков стыка расплавленным металлом в соприкосновение во время сварки приходят недостаточно нагретые и частично окисленные слои кромок. Структура таких стыков характеризуется отсутствием обезуглерояшвания и наличием растворенного кислорода и окислов, резко снижающих пластические свойства сварных соединений.
Металлографическое исследование стыков, труб больших диаметров, сваренных электро-контактной сваркой на установках с кольцевыми трансформаторами, показало, что основной причиной нестабильности углов загиба и сравнительно низких показателей ударной вязкости является наличие в отдельных участках шва микроскопических не сплошностей, а также пережженного и окисленного металла.