Червячный вал

Двигатель через клиноременную передачу вращает червячный вал редуктора, на конце которого насажена сменная шестерня; последняя находится в зацеплении с другой шестерней, сидящей на выходном валу редуктора, соединенного с ведущей шестерней головки. Через паразитные шестерни движение передается четырем гайкам-шестерням, сидящим на штоках; благодаря этому достигается одновременное перемещение частой зажимного кольца и отсутствуют перекосы при оплавлении.

В процессе осадки, когда сжатие труб должно происходить с большой скоростью (15-20 мм/сек) и значительным усилием (50-60 т), сближение зажимных колец осуществляется благодаря подаче масла из лопастного насоса в горизонтальные цилиндры под давлением 40 ати. Эти цилиндры закреплены неподвижно на одном из колец со стороны сваренной плети; поэтому в процессе осадки наращиваемая труба притягивается к сваренной плети, управление гидроцилиндрами осуществляется при помощи кранов, смонтированных на пульте управления сварочной головки.

В момент начала осадки двигатель механизма оплавления при помощи максимального реле и конечных выключателей отключается. Первые серии контактно-сварочных установок были снабжены кольцевыми трансформаторами конструкции Института электросварки им. Е. О. Патона.

Эти трансформаторы состояли из двух кольцевых магнито-проводов с первичной обмоткой напряжением 380 в, расположенных по обе стороны стыка. Вторичная обмотка трансформатора напряжением 6-7 б состояла из нескольких параллельно включенных витков, расположенных по всему периметру магнито-провода.

К концам витков были припаяны контактные башмаки, через которые к свариваемым трубам подводился ток; башмаки пружинной подвеской были связаны с зажимами. Поэтому при зажатии труб в головке к ним плотно прижимались контакты.