Межремонтное обслуживание электрических контактных машин

Межремонтное обслуживание электрических контактных машинК таким операциям следует отнести: зачистку контактов контакторов и реле; регулировку, смазку и проверку их работы, проверку и устранение мёртвого хода подвижного суппорта, проверку и устранение зазоров и люфтов в неподвижных сочленениях машины (корпус, направляющие и т. п.), проверку лит и их перепайку, проверку правильности установки контроллера, проверку изоляции неподвижной колонки и её замену, проверку и градуировку шкалы регулятора динамометра, проверку водоохлаждающей системы на плотность и удаление накипи в каналах. Зачистка контактов контакторов, реле и блок-контактов. регулировка, смазка и проверка их работы должны выполняться с особенной тщательностью, так как от их состояния и работоспособности зависит работоспособность всей машины. Основной причиной, нарушающей работу указанных выше аппаратов, является окисление и подгорание контактов, что приводит обычно к разрыву цепи блокировок и к оплавлению, а иногда к привариванию контактов.

В последнем случае сварившиеся поверхности контактов лишают возможности выключить цепь питания и при недостаточной её защите могут привести к аварии. Особенно опасно приваривание контактов силовых контакторов, питающих сварочные трансформаторы. Для того чтобы правильно эксплоатировать контакторы, необходимо иметь представление о сущности явлений, сопровождающих процессы включения и выключения тока, и работе контактных поверхностей контактора. Основной причиной, нарушающей хороший контакт, является оплавление поверхности и окисление контакта от воздействия вольтовой дуги при разрыве тока и частично при включении контактора.

Поэтому естественны стремления уменьшить, по возможности, вредные действия вольтовой дуги. Обычно для этой цели применяют гасящие приспособления (искрогасительные камеры и катушки), повышенные скорости разрыва тока, двойной разрыв тока и катящиеся контакты.