Первичное магнитное поле

Первичное магнитное полеДефектоскоп ДС-13 с успехом применяется для выявления дефектов, выходящих на поверхность рельсов или близких к поверхности (2 — 3 мм от поверхности), расположенных в головке или начинающихся в подошве и доходящих до середины шейки рельса. Попытки применения описанных выше способов контроля к дефектоскопии рельсового стыка привели к отрицательным результатам, так как в подавляющем большинстве случаев показания дефектоскопов в зоне сварного стыка резко отличаются от показаний их при исследовании целого рельса, независимо оттого, имеется ли в сварном стыке дефект или нет. В большинстве случаев показания дефектоскопов в зоне сварного стыка близки к показаниям в районе значительного порока, и никаких особых признаков, позволяющих судить о качестве стыка, отметить не удаётся. В ЦНИИ проведены наблюдения за показаниями приборов в зоне сварного стыка со значительными дефектами и, как правило, получены неустойчивые результаты. Объясняется эта искажённая картина показаний изменением структуры металла в зоне сварного стыка, что приводит к изменению электрических и магнитных свойств среды, т. е. к положению, которое отмечается сигналом в дефектоскопе, как при наличии дефекта в исследуемом материале.

Это изменение и оказывает существенное влияние на электромагнитные свойства материала стыка. В то время как вне зоны термического влияния кривая идёт почти параллельно горизонтальной оси, в зоне сварного стыка её поведение резко меняется. Подобная картина получается и при магнитном методе или методе вихревых токов, используемом при работе с дефектоскопами СФТИ. Поэтому и дефектескоп ДС-13 может найти применение для контроля рельсов до сварки. В настоящее время его применение для этой цели ограничивается лишь размерами, в частности громоздкой тележкой (двухниточное исполнение), затрудняющей операции с ней при контроле одиночных рельсов. Отдельные рельсосварочные предприятия производят некоторые изменения в устройстве ДС-13, а именно: удлинив соединительные провода между усилительно-генераторным блоком и искателями: и сняв последние с тележек, пользуются дефектоскопом для контроля рельсов при комплектовке под сварку.