Практика литейного производства

Практика литейного производстваВ некоторых случаях для той же цели применяют постановку в горловину изложницы теплоизоляционной вставки, благодаря которой замедляется отдача тепла от верхних слоев металла и он застывает в последнюю очередь, а поэтому все лёгкие включения и шлаки сосредоточиваются в верхней части слитка, называемой прибылью. Прибыль перед прокаткой слитка обрезается, что должно исключить проникновение загрязнённого металла в рельсы. Через 20-30 мин. после разливки слиток поступает в цех прокатки. Обычно при прокатке рельсов для удаления ликвационного металла от прокатанной полосы отрезается кусок, составляющий 7-8% от общей длины, который не разрешается использовать для рельсового производства.

Следует, однако, заметить, что и это мероприятие не исключает проникновения ликвации в готовую продукцию, так как размеры усадочной раковины и ликвации в различных слитках различны. При небрежной разливке стали и плохой подготовке изложниц возможно прилипание брызг металла к стенкам изложницы, что при прокатке приводит к появлению в рельсе подкорковых пузырей и волосовин. Для предупреждения этого вида брака внутренние стенки изложницы обычно промазываются смолой. В расплавленном состоянии сталь обладает способностью поглощать в больших количествах газы (кислород, азот, водород).

Часть этих газов выделяется обратно в воздух при затвердевании металла, часть же, не успевая уйти, образует в последнем газовые пузыри. Для удаления газовых пузырей производят так называемое раскисление. Несмотря на эти меры, некоторое количество газовых пузырей может сохраниться в слитке; при последующей прокатке они обычно расплющиваются и свариваются.

При окисленных стенках (у края слитка, особенно в нижней части) после прокатки может получиться волосовина или плена, которая приводит к преждевременному выходу рельса из строя. К порокам прокатного производства могут быть также отнесены трещины и рванины, образовавшиеся от нарушения режима нагрева или вследствие чрезмерного обжатия в прокатном стане. Кроме этих пороков, возможны нарушения геометрических размеров рельсов.