Технология стыковой контактной сварки

Для выполнения этих операций в экипаж установки входят дизелист-электрик, тракторист спецтрактора, сварщик-оператор помощник сварщика^ тракторист трубоукладчика и 3-5 подсобных рабочих. Дизелист-электрик обслуживает все агрегаты передвижной электростанции. В обязанности тракториста спецтрактора, помимо перемещения установки по трассе, входит обслуживание гидравлической системы (лопастный насос, гидроаккумулятор, шланги высокого давления), участие в центровке труб, а также наблюдение за работой воздушного компрессора и генератора собственных нужд.

Сварщик-оператор является бригадиром экипажа и руководит установкой и съемом сварочной головки, центровкой и сваркой труб; он же определяет режим сварки и следит за ним в период оплавления и осадки.

Помощник сварщика участвует в операциях по установке и съему сварочной головки, кроме того, он перемещает от стыка к стыку лежки, на которых выполняют стыковку.

В обязанности тракториста трубоукладчика входит подача труб к сварочной головке; помимо этого, он участвует в операциях по предварительной и окончательной центровке.

Подсобные рабочие подготовляют трубы к сварке, устанавливают и перемещают гратосниматель и удаляют наружный грат. Подготовка труб к сварке заключается в проверке и правке концов, а также зачистке кольцевых полосок под контактные башмаки.

Форму концов проверяют секторным шаблоном из кровельного железа; радиус сектора соответствует номинальному внутреннему диаметру свариваемых труб.