Экспериментальные данные

Из выводов следует, что при глубине непровара до 10-15 % он существенно не сказывается на прочности сварного соединения; при большей глубине непровара, низкой температуре и остаточных напряжениях в швах происходит резкое снижение прочности и пластичности наплавленного металла. Экспериментальные данные о влиянии непровара полностью согласуются с практикой: большинство разрушений при эксплуатации нефте — и газопроводов наблюдалось в стыках, имевших значительный непровар (свыше 25-30%) и большое усиление при низкой температуре грунта (в зимние месяцы). Продольные и поперечные трещины в стыках труб являются еще более опасными дефектами, чем непровар.

Опасность усугубляется тем, что трещины обычно имеют малую ширину и обнаружить их чрезвычайно трудно. На концах трещин концентрируются значительные напряжения, которые при работе могут привести к нарушению прочности и герметичности конструкции.

В качестве примера можно указать на многочисленные случаи появления не плотностей в концевых участках продольных швов одного из магистральных газопроводов в первый год его эксплуатации.

Исследования этих случаев показали, что вследствие неправильной технологии сварки на заводе в продольных швах труб возникло большое число микроскопических трещин.

На трассе при сварке труб между собой напряжения, создавшиеся в зоне поперечных стыков, способствовали раскрытию микротрещин. При повышении давления в трубопроводе трещины развивались и приводили к появлению неплотностей, а иногда и к разрушению.