Порядок возникновения надрывов

Порядок возникновения надрывовИз этой фигуры видно, что вдоль волокон металла расположены неметаллические включения. В зоне стыка волокна металла отгибаются к стенкам и выходят наружу, причём волокна неметаллических включений у стыка расширяются и переходят в трещину. Согласно статическим испытаниям стыков с надрывами, произведённым С. Е. Синадским, только в одном случае из пяти (при двустороннем надрыве) было обнаружено заметное снижение прочности стыка. Отмечено, что за четырёхлетний срок эксплоатации рельсов были единичные случаи излома стыка по надрыву. Этот вид дефекта следует подразделить на три категории: 1) глубокие односторонние надрывы, 2) то же двусторонние и 3) надрывы односторонние в поверхностных слоях металла.

Если первые две категории следует причислить к дефектам браковочного порядка, то третьи дают право допустить рельсы к укладке, однако лишь во второстепенных путях. Поджоги в зажимах представляют собой опасный дефект, так как они резко ослабляют сопротивление рельса ударным нагрузкам. При этом обнаружить их трудно и они могут легко проникнуть в путь. Поджоги образуются от неравномерного по всей плоскости соприкосновения контакта материала рельса с материалом губок или вследствие плохой очистки грата. Это приводит к неравномерному распределению тока по плоскости контакта и как следствие к увеличению плотности тока в отдельных точках. Увеличенная плотность тока вызывает резкий перегрев и подкалку металла в точках. Подкалка создаёт внутренние напряжения в металле, являющиеся причиной образования мелких трещин, которые под нагрузкой, особенно ударной, приводят к излому рельса. Поджоги следует искать в местах контакта рельса с губками, в большинстве случаев на его подошве.

Выглядят они как пятна цветов побежалости. Однако вследствие того, что приёмка рельса производится уже после шлифовки, которая делает их незаметными, указанные пятна могут быть не обнаружены.