Матовые пятна

Матовые пятнаЕсли в такую трещину опустить тонкую проволочку, то нетрудно установить, что она направлена вдоль волокон металла. Это подтверждается изломом стыка при испытании рельса. Углубившись несколько в толщу металла, трещина делает поворот и в виде продольного расслоения уходит по шейке вдоль оси. Причину образования надрывов следует искать в дефектах рельсопрокатного производства. При недостаточном контроле в эксплоатацию попадают рельсы с ликвацией, т. е. загрязнённые неметаллическими включениями. Как упоминалось выше, эти включения концентрируются в головной части слитка и при прокатке рельсов вытягиваются вдоль волокон металла.

Рельсы с дефектами при поступлении в сварку склонны, в зависимости от степени загрязнения, к образованию надрывов и глубоких расслоений металла. Порядок возникновения надрывов следующий. При температуре сварочного жара неметаллические включения находятся в расплавленном состоянии.

Поэтому в процессе осадки, когда металл испытывает продольные (вдоль шва) усилия, часть его выдавливается в сторону в виде шлака, грата и чистого металла, часть же, особенно включения, запрессовывается вдоль волокон по ликвату. При этом под действием продольных усилий волокна в зоне стыка отгибаются к краям и неметаллические включения разрывают металлическое соединение, приводя к расслоению металла. Иногда ошибочно ищут причину образования надрывов в обрубке Стыка, объясняя их возникновение действием тупого зубила, отворачивающего слой металла, что, якобы, и приводит к расслоению.

Из сказанного видно, что механизм образования надрывов Иной. Правда, при наличии ликвата и образовавшегося в процессе осадки надрыва, последний при обрубке увеличивается, так как конец зубила оттягивает кромку металла по ликвационной зоне, тем самым как бы раскрывая надрыв. Однако надрыв не возникает, а выявляется при обрубке металла. Это обстоятельство подтверждается при рассмотрении макрошлифа, взятого поперёк сварного шва (вдоль рельса).