Остатки грата с боковых граней головки

Остатки грата с боковых граней головкиСуществует два способа обрубки: при первом с рельсового стыка Удаляется весь выдавленный металл, при втором этот металл удаляется частично. Для ясного представления о процессе обрубки выдавленного металла рельсового стыка рассмотрим его сечение на шейке рельса. Форма грата напоминает крылья, скреплённые с выдавленным металлом в верхней его части (у кратера). При удалении всего выдавленного металла пневматическим зубилом обрубщику необходимо иметь соответствующий опыт, так как малейшая неосторожность может привести к зарубу, особенно в местах перехода от подошвы к шейке и от шейки к головке.

При частичном удалении выдавленного металла он обрубается с рабочих граней головки, в нижней верхней и боковой гранях подошвы. В этом случае при обрубке указанной выше части стыка на шейке рельса зубилом сбивается только грат, а весь выдавленный металл остаётся нетронутым. Однако, как показал опыт эксплоатации сварных рельсов, даже частичное сохранение выдавленного металла, не имеющего видимых пороков отделки, приводит к возникновению усталостных трещин, сокращая стойкость сварных рельсовых стыков в 5-7 раз. Поэтому последний способ частичной обрубки грата должен быть категорически запрещён.

Для сокращения процесса шлифовки обрубка грата, осуществляемая пневматическими зубилами, должна выполняться с тщательностью, обеспечивающей максимальное снятие выдавленного металла и исключающей нанесение зарубов по телу рельса. Срезание выдавленного металла по профилю рельса осуществляется пневматическими рубильными молотками. При этом форма заточки зубила и его положение оказывают существенное влияние на качество обрубки.

Следует иметь в виду, что менять способ заточки или проводить её небрежно, под разными углами нельзя, так как обрубщик, привыкая к одному положению зубила, при другом его положении может углубиться в тело рельса и допустить брак. Можно для снятия грата на головке и подошве рельса использовать ножи, укреплённые к подвижному суппорту машины.